Программирование
Для представления алгоритма в виде, понятном компьютеру, служат языки программирования. Сначала разрабатывается алгоритм действий, а потом он записывается на одном из таких языков. В итоге получается текст программы - полное, законченное и детальное описание алгоритма на языке программирования. Затем этот текст программы специальными служебными приложениями, которые называются трансляторами, либо переводится в машинный код (язык нулей и единиц), либо исполняется.
Программирование принято разделять на системное и прикладное. Системные
программисты занимаются разработкой системного программного обеспечения:
операционных систем, утилит и пр., а также систем программирования. Прикладные
программисты создают прикладные программы: редакторы, табличные процессоры,
игры, обучающие программы и многие другие. Спрос на высококвалифицированных
программистов, как системных, так и прикладных очень большой.
Для составления программ существуют разнообразные языки программирования.
Язык программирования – это фиксированная система обозначений для
описания алгоритмов и структур данных.
Языки программирования - искусственные языки. От естественных они отличаются
ограниченным числом "слов", значение которых понятно транслятору, и очень
строгими правилами записи команд (операторов). Транслятор — средство для
преобразования текстов из одного языка, понятного человеку, в другой язык,
понятный компьютеру.
Популярными языками программирования сегодня являются Паскаль, Бэйсик, Си и др.
Для создания и исполнения на компьютере программы написанной на языке
программирования, используются системы программирования.
Система программирования – это программное обеспечение компьютера,
предназначенное для разработки, отладки и исполнения программ, записанных на
определенном языке программирования.
Существуют системы программирования на Паскале, Бэйсике и других языках.
На заре компьютерной эры, в 50-е годы XX века, программы писались на машинном
языке и представляли собой очень длинные последовательности нулей и единиц.
Составление и отладка таких программ было чрезвычайно трудоемким делом.
В 60—70-е годы для облегчения труда программистов начали создаваться языки
программирования высокого уровня, формальные языки, кодирующие алгоритмы в
привычном для человека виде (в виде предложений). Такие языки программирования
строились на основе использования определенного алфавита и строгих правил
построения предложений (синтаксиса).
Наиболее широко распространенным типом языков программирования высокого уровня
являются процедурные языки. В таких языках широко используются управляющие
конструкции (операторы), которые позволяют закодировать различные
алгоритмические структуры (линейную, ветвление, цикл).
Одним из первых процедурных языков программирования был известный всем Бэйсик (Basic),
созданный в 1964 году. В течение последующего времени Бэйсик развивался,
появлялись его различные версии (MSX-Basic, Бэйсик-Агат, QBasic и др.). Другим
широко распространенным языком программирования алгоритмического типа является
Pascal.
Благодаря языкам программирования высокого уровня, программы больше
напоминают инструкции, обращенные к человеку, нежели к машине. Однако следует
иметь в виду, что в языках программирования не допускаются даже незначительные
(с точки зрения человека) нарушения в правилах написания программ. Ведь даже
маленькая неточность может вызвать невыполнимость программы или трудно уловимую
ошибку.
Рассмотрим несколько простых примеров на языке программирования Паскаль.
Пример 1. Программа с линейной структурой. Для примера составим программу
вычисления периметра треугольника.
program perim; {вычисление периметра треугольника}
var a,b,c,p:integer;
begin
readln(a,b,c);
p:=a+b+c;
write(p);
end.
Пример 2. Программа с ветвящейся структурой. Для примера составим программу
вычисления большего из двух чисел.
program bid; {большее из двух чисел}
var a,b,c:integer;
begin
readln(a,b);
if a>b then c := a
else c := b;
write(c);
end.
Пример 3. Программа с циклической структурой. Для примера составим программу
вычисления факториала. Факториал числа это произведение последовательности чисел
от 1 до этого числа. N! = 1*2*...*N.
Сначала составим программу, используя циклы со счетчиком. Произведение уже
умноженных чисел будем хранить в переменной f, начальное значение которой равно
1.
program faktorial; {вычисление факториала}
var n,f,i:integer;
begin
readln(n);
f:=1;
for i:=1 to n do f:=f*i;
write(f);
end.