Двоичное кодирование информации.
Вся информация, которую обрабатывает компьютер должна быть представлена
двоичным кодом с помощью двух цифр 0 и 1. Эти два символа принято называть
двоичными цифрами или битами. С помощью двух цифр 0 и 1 можно закодировать любое
сообщение. Это явилось причиной того, что в компьютере обязательно должно быть
организованно два важных процесса: кодирование и декодирование.
Кодирование – преобразование входной информации в форму, воспринимаемую
компьютером, т.е. двоичный код.
Декодирование – преобразование данных из двоичного кода в форму, понятную
человеку.
Система счисления — способ записи чисел с помощью набора специальных знаков, называемых цифрами.
Система счисления | Основание | Алфавит цифр |
Десятичная | 10 | 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
Двоичная | 2 | 0, 1 |
Восьмеричная | 8 | 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 |
Шестнадцатеричная | 16 | 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A, B, C, D, E, F |
Десятичная система счисления —
позиционная система счисления по основанию 10. Предполагается, что основание 10
связано с количеством пальцев рук у человека. Наиболее распространённая система
счисления в мире. Для записи чисел используются символы 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7,
8, 9, называемые арабскими цифрами.
Двоичная система счисления — позиционная система счисления с основанием 2.
Используются цифры 0 и 1. Двоичная система используется в цифровых устройствах,
поскольку является наиболее простой.
Двоичная система счисления обладает такими же свойствами, что и десятичная,
только для представления чисел используются не 10 цифр, а всего две.
Соответственно и разряд числа называют не десятичным, а двоичным.
Перевод из десятичной системы счисления в систему счисления с основанием p
осуществляется последовательным делением десятичного числа и его десятичных
частных на p, а затем выписыванием последнего частного и остатков в обратном
порядке.
Переведем десятичное число 20 в двоичную систем счисления (основание системы
счисления p=2).
В итоге получили 2010 =
101002.
Двоичное кодирование текстовой информации
Начиная с 60-х годов, компьютеры все больше стали использовать для обработки
текстовой информации и в настоящее время большая часть ПК в мире занято
обработкой именно текстовой информации.
Традиционно для кодирования одного символа используется количество информации =
1 байту (1 байт = 8 битов).
Для кодирования одного символа требуется один байт информации.
Учитывая, что каждый бит принимает значение 1 или 0, получаем, что с помощью 1
байта можно закодировать 256 различных символов. (28 = 256)
Кодирование заключается в том, что каждому символу ставится в соответствие
уникальный двоичный код от 00000000 до 11111111 (или десятичный код от 0 до
255).
Важно, что присвоение символу конкретного кода – это вопрос соглашения, которое
фиксируется кодовой таблицей.
Таблица, в которой всем символам компьютерного алфавита поставлены в
соответствие порядковые номера (коды), называется таблицей кодировки.
Кодирование изображений
Создавать и хранить графические объекты в компьютере можно двумя способами – как
растровое или как векторное изображение. Для каждого типа изображений
используется свой способ кодирования.
Кодирование растровых изображений
Растровое изображение представляет собой совокупность точек (пикселей) разных
цветов. Пиксель - минимальный участок изображения, цвет которого можно задать
независимым образом.
В процессе кодирования изображения производится его пространственная
дискретизация. Пространственную дискретизацию изображения можно сравнить с
построением изображения из мозаики (большого количества маленьких разноцветных
стекол). Изображение разбивается на отдельные маленькие фрагменты (точки),
причем каждому фрагменту присваивается значение его цвета, то есть код цвета
(красный, зеленый, синий и так далее).
Для черно-белого изображения информационный объем одной точки равен одному биту
(либо черная, либо белая – либо 1, либо 0).
Для четырех цветного – 2 бита.
Для 8 цветов необходимо – 3 бита.
Для 16 цветов – 4 бита.
Для 256 цветов – 8 бит (1 байт).
Качество изображения зависит от количества точек (чем меньше размер точки и,
соответственно, больше их количество, тем лучше качество) и количества
используемых цветов (чем больше цветов, тем качественнее кодируется
изображение). Растровые изображения очень чувствительны к масштабированию
(увеличению или уменьшению). При уменьшении растрового изображения несколько
соседних точек преобразуются в одну, поэтому теряется различимость мелких
деталей изображения. При увеличении изображения увеличивается размер каждой
точки и появляется ступенчатый эффект, который можно увидеть невооруженным
глазом.
Кодирование векторных изображений
Векторное изображение представляет собой совокупность графических примитивов
(точка, отрезок, эллипс…). Каждый примитив описывается математическими
формулами. Кодирование зависит от прикладной среды.
Достоинством векторной графики является то, что файлы, хранящие векторные
графические изображения, имеют сравнительно небольшой объем.
Важно также, что векторные графические изображения могут быть увеличены или
уменьшены без потери качества.